ИСЛАМ

ИСЛАМ

ИСЛАМ — одна из мировых религий. И. возник в Западной Аравии, в Хиджазе, в начале VII в. Основателем И. считается житель Мекки Мухаммед (570-632). В возрасте 40 лет (около 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога — Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племён имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племён стали выделяться главные боги. Мухаммед призывал своих соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда — «посланником Аллаха» («ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах»). Учение И. распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее — Медина); со времени этого переселения — хиджры, которое произошло в 622, начинается летосчисление И. На формирование И. оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии — иудаизм и христианство. Вероучение И. изложено в священной книге мусульман — Коране. Согласно исламской традиции, Коран был прочитан Мухаммеду ангелом Джибрилом (Джабраилом) по вечному оригиналу, находящемуся на небе. Коран при жизни Мухаммеда существовал в устной форме, и было немало людей (кари, мн. ч. курра), которые могли читать весь Коран или его большую часть наизусть. Однако со временем какие-то части Корана могли выпасть из памяти, другие приобрести новую редакцию. Первая попытка записать Коран была предпринята в кругу ближайших сподвижников Мухаммеда после его смерти, но как рукописная книга и канонический текст Коран стал доступен лишь при третьем халифе — Османе (644-656). Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания их объёма, кроме первой — Фатихи, которая включает краткое содержание основных догматов И., читается при совершении практически всех мусульманских обрядов и широко используется для надписей на культовых зданиях. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на «мекканские» (до хиджры) и «мединские» (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине. В »мекканских» частях Корана Мухаммед говорит о будущем воскресении из мёртвых и существовании единого Бога, осуждает языческий обряд погребения заживо новорождённых девочек; на первых порах ведущей мыслью Мухаммеда было не единобожие, а близящийся Страшный суд. Суры «мекканских» откровений делятся на три группы. В сурах первой группы содержатся наставления и призывы поразмыслить о спасении; эти откровения соответствуют начальным четырём годам деятельности Мухаммеда и древнейшей считается 96-я сура. Во вторую группу входят суры пятого и шестого года деятельности Мухаммеда, предсказание о Страшном суде как бы отступает на задний план перед провозглашением единобожия. Содержатся и сказания о предшествующих пророках. В третьей группе откровений (шестой год до хиджры) таких сказаний становится больше. Аллах упоминается как Рахман (Милостивый), но в позднейших сурах это слово исчезает. Суры «мединского» периода содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, намёки на некоторые происходившие события, призывы уважать пророка и его семью, восхваление тех, кто умирает «на пути Божьем», выпады против лицемеров, фарисеев И., и против христианской Троицы; встречаются также выпады против евреев. Деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммед стал связывать только с арабами и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммед и которую исказили евреи и христиане. В »мединских» сурах нет какого-либо специального кодекса законов, и мусульмане не ведут судопроизводства по Корану, однако более 500 стихов (суры 2, 4, 5) содержат предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам и ясно излагают обязанности образцового мусульманина (например, 2: 172). Каждый мусульманин должен следовать пяти основным «столпам» — обязанностям религии. Главный догмат И. кратко изложен в 112-й суре Корана: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!». Первая обязанность мусульманина — вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник; троекратное произнесение шахады («ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах») является главной частью ритуала принятия И. Вторая обязанность — пятикратная молитва (салят, намаз), которую ежедневно нужно совершать в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в соборной мечети, которая в то же время является центром религиозного обучения и общественных собраний. Третьей ритуальной обязанностью является пост (саум) в месяц рамадан. Согласно традиции, первое откровение было ниспослано Мухаммеду в месяц рамадан, поэтому пост в месяц рамадан воспринимается как телесная форма служения Богу. В течение светового дня верующий не должен есть, пить, воскурять благовония, развлекаться и только, когда «белую нитку невозможно отличить от черной», с заходом солнца разрешается пить, есть, однако и ночное время рекомендуется посвящать благочестивым размышлениям, чтению молитв. Особенно приветствуются коллективная молитва, рассказы о деятельности Мухаммеда и его сподвижниках. От соблюдения поста освобождаются больные, немощные старики и маленькие дети, путники, воины, участвующие в боевых действиях (хотя традиционно на время поста заключается перемирие), и др. Невыполненный пост освобождёнными от него может быть соблюдён в другое время или возмещён соответствующим образом. Четвёртой обязанностью мусульман является закят — обязательный налог на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины и её прихожан. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых и всё имущество распределяется в равной мере между верующими; кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования — садака. Пятой обязанностью мусульман является совершение паломничества в Мекку (хадж), прежде всего, в «Священную мечеть» аль-Масджид аль-Харам, где находится главная святыня ислама Кааба, здание с вмурованным «чёрным камнем» в восточном углу. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества в месяц зу-льхиджжа, который соблюдается на протяжении всего существования И. Желательно, чтобы хадж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни (при условии физических и материальных возможностей); в этом случае он получает звание хаджи и уважение соплеменников. Иногда к обязанностям мусульман причисляют джихад — полную отдачу всех сил, включая священную войну, для торжества И. — как свидетельство благочестия, гарантирующего доступ в рай. По мере распространения И. среди неарабских народов, стоявших на разных ступенях развития, для решения различных проблем гражданского общества предписаний Корана оказывалось недостаточно. Обратились к «прецедентам», то есть действиям и поступкам пророка (сунна), древним обычаям Медины, собственному чувству справедливости (рай). Сунна — свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоверия — была зафиксирована в хадисах (рассказах о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников), кодифицирована в IX в. и вошла наряду с Кораном в священную литературу. Сунна фактически приобрела большее значение, чем Коран — памятник начального И. Мусульманскими правоведами было объявлено, что сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны. Правоверные мусульмане получили название ахль ас-сунна «люди сунны», «сунниты«. Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения фикха. Его основными корнями у суннитов наряду с Кораном и сунной были признаны иджма (согласное мнение авторитетных учёных) и кыяс (суждение по аналогии). Правоведы факихи составили своды или кодексы мусульманского права — шариат. Обычное право — адат, которое регулировало различные отношения у завоёванных арабами народов и племён, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во второй половине VIII-XIX вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов (религиозно-правовых школ) — ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов. Основателями этих до настоящего времени существующих школ были Абу Ханифа (около 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад — самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них «двери иджтихада» были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв (официального суждения высшего религиозного авторитета). Уже в первое столетие существования И. в нём произошёл раскол: выделились, кроме суннитов, шииты — сторонники Али, мужа дочери пророка — Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, которые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной — имамат. Первоначально это были арабы, но затем к ним примкнули мусульмане Ирана. Шииты считают, что имам не избирается и не назначается людьми, а является таковым по своей сущности, благодаря таинственной эманации «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому, и, таким образом, признают принципы наследственной власти и непрерывности пророчества. Кроме этих двух основных направлений — суннизма и шиизма — в исламе существует множество различных течений, однако среди всех мусульман существует довольно стойкое представление об их принадлежности к единой общности людей, объединённых общей верой, общими традициями, общей историей и общими интересами в современном мире. Самыми распространёнными праздниками мусульман являются следующие. Наиболее почитаемый праздник — жертвоприношения (ид аль-адха, курбан-байрам), отмечается на 70-й день после окончания поста в месяц рамадан (10 зу-ль-хиджжа). Праздник связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (Ибрахиме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исаака (у мусульман Исмаила). В последнюю минуту Бог послал ангела (Джибрила) с барашком и спас тем самым его сына. В память об этом дне каждый мусульманин должен, выполнив определённый ритуал, принести в жертву овцу, корову или верблюда. Считается, что жертвенное животное перенесёт верующего через тонкий, как волос, мост Сират в рай. К празднику, который продолжается три-четыре дня, готовятся долго и тщательно, заранее выбирают и выкармливают жертвенное животное; обычно в эти дни посещают могилы предков и делают различные пожертвования и благодеяния. Праздник разговения — ид аль-фитр приходится на начало следующего за рамаданом месяца, то есть 1 шавваля. Праздник очень весёлый, верующие ходят в гости, устраиваются гуляния, совершаются различные богоугодные дела. Считается, что, если кто-то не успел совершить обещанное за время поста, должен поспешить с выполнением в дни праздника. В период рамадана мусульмане особенно торжественно отмечают последние три ночи, так как они считаются наиболее священными. Существует поверье, будто в эти ночи происходят чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых могут получить расположение «высших сил». Наиболее почитаемая — ночь на 27 рамадана — ночь предопределения — лайлат аль-кадр. Эта и другие ночи, предшествующие празднику разговения, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к Всевышнему с просьбой о милостях. Кроме того, считается, что именно в ночь на 27 рамадана было ниспослано первое откровение пророку Мухаммеду; в эту ночь Всевышний даёт ангелам «определения», относящиеся к миру в целом и к каждому человеку отдельно на целый год, и ничто не сможет их изменить. Праздник мирадж посвящён чудесному ночному путешествию пророка Мухаммеда на быстром, как молния, коне Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению его на небо, которое случилось 27 раджаба. Пророк предстал перед престолом Аллаха, во время беседы с которым произнёс 99 тыс. слов. Всё это произошло столь мгновенно, что из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Праздник маулид ан-наби (мавлюд) установлен в честь дня рождения Мухаммеда — 12 раби альавваля; сопровождается он чтением молитв и проповедей в мечети и домах верующих, подношениями духовным лицам, торжественными процессиями с зажжёнными фонарями и изображениями матери пророка — Амины. Кроме этих праздников, общих для всех мусульман, у шиитов существует множество торжественных дат, связанных с почитанием имамов-мучеников, когда проводятся траурные церемонии и оплакивания. Это, прежде всего, ашура (шахсей-вахсей) — в память о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука Мухаммеда. Мусульмане мира объединены в ряд организаций, важнейшие из которых следующие: Организация «исламский конгресс», созданная в 1969 и объединяющая свыше 40 мусульманских государств; Всемирный исламский конгресс (создан в 1926); Лига исламского мира (создана в 1962); Афро-Азиатская исламская организация, образованная в 1964 и в 1970 переименованная во Всемирную исламскую организацию. Мусульман во всём мире насчитывалось в 1996 1126 млн. человек, что составляло 19% всего населения земного шара. По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии (без стран бывшего СССР) жило 778 млн. (22% населения этой части света и 69% всех мусульман), в Африке — 309 млн. (соответственно 41% и 27%), в Европе (включая всю территорию России) — 32 млн. (4,4% и 2,8%), в Америке — 7 млн. (0,9% и 0,6%), в Австралии и Океании — 0,4 млн. (1,3% и 0,03%).


Юридическая энциклопедия. 2015.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ИСЛАМ" в других словарях:

  • ИСЛАМ —         [араб., букв. предание себя (богу), покорность], мусульманство, одна из трёх мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе (внач. 7 в.) среди араб. племён Зап. Аравии, в условиях разложения патриархально родового… …   Философская энциклопедия

  • Ислам — предание себя Богу, покорность. Так называется монотеистическая (авраамическая) религия, истоки которой непосредственно восходят к самым древнейшим временам. В окончательном виде эта религия была представлена в проповедях пророка Мухаммада,… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • ИСЛАМ — [арабск.] одна из мировых религий наряду с христианством (ХРИСТИАНСТВО) и буддизмом (БУДДИЗМ); религия мусульман, вера в Аллаха как единого Бога и в его пророка Мухаммада. То же, что МУСУЛЬМАНСТВО (МАГОМЕТАНСТВО). Словарь иностранных слов. Комлев …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ислам — а, м. islame m. <араб. aslama. Магометанская религия; мусульманство. БАС 1. Ислам или исламизм. Ян. 1803. Религиозное учение Магомета, возникшее в 622 г. по Р. Х. и изложенное в коране. Представляет собой смесь христианства, иудейства и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ислам — См …   Словарь синонимов

  • ИСЛАМ — (араб. букв. покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи Мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ислам — немесе мұсылмандық (араб. момындық, бағыныштылық) әлемдік ірі діндердің бірі, негізінен Таяу және Орта Шығыс, Солтүстік Африка, Оңтүстік Шығыс Азия елдерінде, сол сияқты ортаазиялық, Солтүстік Кавказ, Закавказье, Татарстан және Башкирия… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ИСЛАМ — (арабское, буквально покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием… …   Современная энциклопедия

  • Ислам — (по арабски покорность) монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), её последователи мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и… …   Исторический словарь

  • Ислам.ру — (независимый исламский информационный канал Islam.RU) российский сайт, посвящённый освещению положений ислама и его общественной, культурной роли. Действует при попечительстве благотворительного фонда им. Сайидмухаммада хаджи Абубакарова и… …   Википедия

  • Ислам — (араб., букв. покорность) монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и… …   Политология. Словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»